воскресенье, 15 апреля 2012 г.

Из опыта работы

Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём. В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Портрет выпускника начальной школы это подтверждает. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. Если не обращать на это внимания в детстве, то останется отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Задача учителя и школы создать такие условия, чтобы достичь максимального развития ребёнка, так как внутри школы присутствует мощный импульс, который подталкивает детей к этому.
            Каждый учитель в своей педагогической деятельности идёт своим путём к достижению поставленных целей. Я выбрала сетевую проектную деятельность, веду детей в Сеть. А зачем учитель ведёт детей в Сеть? С введением  ФГОС второго поколения мы получили нормативную базу помогающую ответить на данный вопрос.  
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход «…разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».  Всё это,  и многое другое,  можно реализовать в Сети. Безусловно, что процесс  «Сеть и дети» должен быть продуманным,  подготовленным, спланированным педагогом – «учитель ведёт».  Учитель предстаёт в роли советника, соратника, помощника и просто надёжного товарища своим ученикам. Нам нужно научить ребят самостоятельно получать новые знания, но без мотивации, без настроя на успех это вряд ли получится.  Именно здесь и проявляется важная роль учителя.  
Есть ещё одна причина необходимости  сетевой деятельности. Школьники много времени проводят за компьютером, играют в различные игры. Хорошо, если родители отслеживают время нахождения у монитора, целесообразность данных «игрушек».  Чаще бывает, что семью устраивает ситуация, при которой ребёнок не требует к себе внимания родителей.  Педагог не должен «отрывать» ученика от компьютера, но должен перенаправить его интересы, повести за собой, научить  «безопасному» Интернету.
Сетевая проектная деятельность – это участие в сетевых проектах на площадках Интернет - сообществах. Что же такое сетевой проект? Мы говорим "сетевой", подразумеваем - "телекоммуникационный». Под сетевым проектом договоримся понимать такую организацию проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования. Вводить проектную деятельность я начала с 1 класса. Сначала это были небольшие локальные проекты «Мир детской игрушки» и др.. Мы учились взаимодействовать в группах, ответственно относиться к порученным заданиям. Учились вместе – я и дети.
И вот пришёл день, когда я предложила ребятам поучаствовать в одном из сетевых проектов на сайте Nachalka.com, который назывался «В школе, дома, в Интернете» по книге Н. Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Собралась замечательная команда из моих второклашек. Что тут началось! Ребята с удовольствием искали фразеологические обороты, составляли задачки и решали чужие на сайте, рисовали иллюстрации, делали диафильм.  А ещё мы участвовали в форумах, писали комментарии к работам других команд и учились компьютерной грамоте. Это было замечательным началом нашей совместной деятельности на сайте Nachalka.com. Мы дошли до конца проекта! С какой гордостью ребята держали в руках дипломы участников сетевого проекта.
Во втором классе наша команда «Мы из будущего» поучаствовала в четырёх сетевых проектах. Количество участников команды возросло от 3 до 12 человек.  Моё увлечение передалось и детям, и родителям! Вот что писали ребята о проектах:
Павлик Б.
“ Мне очень нравится участвовать в проектах потому, что мы играем все вместе, мы команда.”
Данила З.
“ Я узнаю много интересного. Мы ходим в музеи, и я сам фотографировал. Это здорово!”
Антон К.
“Можно посмотреть и сравнить нашу работу и работу других команд.”
Одна мама пришла и рассказала:
“Алёша пришёл домой и с упрёком выпалил: “  Зачем меня так рано забрала!  Из-за тебя я корабль космический не строил!”
Материалы, которые используются в проектной деятельности, соответствуют стандартам второго поколения и разработаны при поддержке программы «Intel». Для каждого проекта разрабатывается пакет документов: стартовая презентация, буклет для родителей или координаторов, материалы по формирующему оцениванию, задания. К каждому шагу предусмотрена инструкция по работе с сервисами Web 2.0.
Успех проектной деятельности зависит от:
  • в положительной мотивации всех участников процесса;
  • от сплоченности команды;
  • от умения принимать решения;
  • от умения брать на себя ответственность за порученное дело;
  • от чёткого плана действия.
Таким образом, у учеников формируются УУД: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные.
В Интернете не так много площадок, на которых могут проявить себя младшие школьники. На мой взгляд, педагогическое сообщество  Nachalka.com  решает сверхблагородную задачу - направляет деятельность детей в сети Интернет в “мирное русло”; заботится  о том, чтобы сеть для них стала, действительно, источником новых знаний, средством саморазвития; учит их продуктивному сетевому взаимодействию.
Сетевые проекты сайта учат самостоятельности, инициатив­ности, креативному подходу к решению проблем, толерантному поведению, развивают умения работать в команде, то есть способствуют развитию качеств человека 21 века. У детей возрастает желание узнавать новое, исследовать и соревноваться, творить. Всё это поможет ребёнку в дальнейшей жизни. Я считаю, что сетевой проект - это один из путей, по которому происходит осмысленное, продуктивное, безопасное вхождение ребёнка во Всемирную сеть.
Это замечательный стимул для творчества и развития, открытие для себя новых идей, вдохновение для дальнейшего поиска и экспериментов не только для ребят, но и для учителя. Это путь к новым горизонтам. Впереди нас ждёт ещё много открытий!

Источники Nachalka.com:
         Смирнова М.А. Сетевые проекты в начальной школе.
         Асафьева О.С. Для чего учитель идёт в сеть.
         Разживина Е.А. Для чего учитель ведёт учеников в Сеть.
         Бондаренко Е.Ф. Для чего мы принимаем участие в сетевых проектах?
         Жукова Т.А. Кого и как привлечь к сотрудничеству в сетевом проекте?
         Смирнова М.А. Руководителям команд сетевых проектов.
         Жукова Т.А. Сетевой проект – это интересно!
         Смирнова М.А. Кошмар координатора
         Тимошенкова О.В. Из опыта работы на сайте Nachalka.com.
         Разживина Е.А. Замечательно, что есть ученики с "искоркой в глазах"!

Выступление

2 комментария:

  1. Остаётся только пожелпть всяческих удач в таком прекрасном виде педагогической деятельности. Татьяна Анатольевна, вы - молодец!

    ОтветитьУдалить