Начальная, а теперь и основная школа, работает в условиях ФГОС. Чтобы достичь образовательных результатов, которые сформулированы в примерной образовательной программе, необходимы педагогические технологии деятельностного типа. Только в этом случае можно достичь заявленных метапредметных результатов. Поэтому на конференции я с большим интересом подала заявку на мастер-класс О. Г. Петровой "Развитие познавательных УУД в учебных исследованиях" и вебинар "Организация учебного исследования".
Исследование на уроке возможно и необходимо. Главное - найти ответы на ряд вопросов. Какие задачи мы решаем через исследование на уроке? Как перевести ребенка со способности действовать по образцу к самостоятельной исследовательской деятельности? Как управлять процессом исследования детей? Какие основные элементы и этапы отдельных форм уроков исследовательского характера?
Какие задачи мы решаем через исследование на уроке?
- Освоение методов исследования.
- Применение знаний в решении исследовательских задач.
В общеупотребительном значении под исследованием понимается процесс выработки новых знаний. Исследование - один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность учащегося происходит в том случае, если ребёнок действует по самостоятельно выбранному варианту алгоритма, наиболее соответствующему заданию и условиям или самостоятельно планирует, свободно выполняет деятельность.
Как перевести ребенка со способности действовать по образцу к самостоятельной исследовательской деятельности?
Обучая методам исследования, постепенно переходя от действий по образцу к осознанной самостоятельной деятельности, мы способствуем формированию УУД, передавая учащемуся во владение и пользование различные способы действия.
Мы рассмотрели этап формирования учебных действий в цикле учебно-исследовательской деятельности. Определили, в какой последовательности и как можно развивать самостоятельность школьников.
Ведущая МК считает, что можно определить следующие подходы к определению критериев урочного занятия исследовательского характера:
- Предложено учебное задание в интересной для детей форме (содержит некоторую исходную информацию об объекте, содержит модель желаемого результата).
- Обеспечен уровневый подход к развитию исследовательских умений (на основе этапов формирования групп УУД).
- Структура урочного занятия соответствует логике научного исследования: Поставлена проблема / вопрос, требующий исследования. Определён план действий. Обеспечена достаточная самостоятельность учащихся. Организована оценка промежуточных и итоговых результатов на основе эталона и / или критериев. Организовано формулирование выводов, соответствующих цели исследования.
- Созданы условия для самоорганизации учащихся с необходимой поддержкой в соответствии с уровнем развития исследовательских умений: Наводящие вопросы. Шаблоны и / или инструкции (поддерживающие достаточный уровень самостоятельности детей).
Исследование на уроке - это учебная ситуация, в границах которой учащиеся при поддержке учителя:
- выделяют проблему (для этого анализируют известные им из собственной практики или из текстов практических затруднений, осмысливают противоречия между теорией и увиденными, полученными фактами),
- формулируют проблемный вопрос,
- предлагают несколько версий решения,
- проверяют свои версии,
- делают выводы,
- оформляют результат.
Я очень рада, что попала на этот мастер-класс. Темой исследования интересуюсь давно. Мои
ученики уже несколько лет выступают на научно-практических конференциях и стараюсь вносить в урок элементы исследования, скорее интуитивно. На МК я глубже изучила теоретические аспекты этой деятельности. Союз теории и практики всегда даёт ОТЛИЧНЫЙ результат и в определённый момент находишь тот вектор, по которому следует двигаться дальше. В начальной школе мы как раз закладываем фундамент к формированию исследовательского поведения, а это важно. МК очень насыщенный. Изучение этой темы получило продолжение и на вебинаре. На вопрос "Какая часть показалась наиболее полезной". Уверена, все материалы ПОЛЕЗНЫ, но для себя определила тему дальнейшего углубления - "Формы организации учебно-исследовательской деятельностью на урочных занятиях". Есть над чем подумать! Оксана Геннадьевна, СПАСИБО!
ученики уже несколько лет выступают на научно-практических конференциях и стараюсь вносить в урок элементы исследования, скорее интуитивно. На МК я глубже изучила теоретические аспекты этой деятельности. Союз теории и практики всегда даёт ОТЛИЧНЫЙ результат и в определённый момент находишь тот вектор, по которому следует двигаться дальше. В начальной школе мы как раз закладываем фундамент к формированию исследовательского поведения, а это важно. МК очень насыщенный. Изучение этой темы получило продолжение и на вебинаре. На вопрос "Какая часть показалась наиболее полезной". Уверена, все материалы ПОЛЕЗНЫ, но для себя определила тему дальнейшего углубления - "Формы организации учебно-исследовательской деятельностью на урочных занятиях". Есть над чем подумать! Оксана Геннадьевна, СПАСИБО!
Зачётное задание ЗДЕСЬ
Комментариев нет:
Отправить комментарий