суббота, 5 марта 2016 г.

ОТСТАНЬТЕ ОТ ДЕТЕЙ! НЕЙРОПСИХОЛОГ О ВРЕДЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

А.В. Семенович - нейропсихолог, кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ. Автор более 200 книг, в том числе учебников «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и практических пособий, адресованных практическим психологам, педагогам и родителям.
A все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?
Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе?
Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике.
Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.
Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.
То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.

вторник, 23 февраля 2016 г.

Кто и чему учит учителя?





Мультимедийный круглый стол на тему: "Кто и чему учит учителя?". Мероприятие состоялось в рамках XIII конференции "Тенденции развития образования" Московской высшей школы социальных и экономических наук. Качество педагогических кадров в российской школе стало одним из ключевых вопросов, рассмотренных на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшемся 23 декабря 2015 года. Перечень поручений по итогам заседания включил в себя организацию работы по популяризации достижений российской школы и формированию доверительного и позитивного отношения общества к школе и учителю.
В обсуждении приняли участие:
— научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор БОЛОТОВ;
— декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена ЛЕНСКАЯ;
— ректор Московского городского педагогического университета Игорь РЕМОРЕНКО.
Модератор – руководитель проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" Наталья ТЮРИНА.
РИА Новости источник.

воскресенье, 14 февраля 2016 г.

Марафон "Твои возможности 2016". Межгородской тур


13 февраля в г. Калуге в лицее № 19 проходил межгородской тур Интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности-2016». Такие встречи уже стали традицией, в том году команды Обнинска и Калуги тоже встречались. Такие встречи дают возможность выявить и поддержать тех учеников и учителей, кто может проявить себя как функционально грамотные творческие личности, умеющие решать нестандартные жизненные или учебные задачи, не относящиеся к строго определенным областям школьных дисциплин.
Ну, а организаторам марафона хотелось выявить не столько «самых умных» или «самых одаренных» (это нетрудно сделать и на уроке), сколько самых функционально грамотных учеников.
В Марафон в Калугу были направлены команды победители городского тура:
  • команда "Поиск" МБОУ "СОШ № 6";
  • команда "Державята"лицей "Держава";
  • команда "Дружба" МБОУ "СОШ № 5".
Наша команда в этом году участвовала внеконкурса, т. к.  по положению муниципального тура команда должна быть смешанной (третьеклассники и четвероклассники). В следующем году мы поборемся!
Все задания тура были подготовлены для командного участия. В ходе марафона команды представили свои Визитки; поучаствовали и показали свою эрудицию на "Вертушке", где были предложены задания по основным школьным предметам и самая интересная часть Марафона - проект.
Марафон - это не только возможность объединить ребят, но и прекрасная возможность сотрудничества педагогов Калуги и Обнинска. На марафоне работала команда экспертов, которая и оценивала работу ребят. Я уже второй год вхожу в эту команду. Интересно наблюдать за работой ребят. Наблюдаю, делаю выводу для себя. Этот опыт очень важен.
Подробнее.. 

четверг, 3 декабря 2015 г.

Созидание и творчество


На базе СПА-пансионата Бекасово состоялся Всероссийский фестиваль проектов "Созидание и творчество". Фестиваль длился три дня, но мы с Лерой приехали для защиты проекта "В гостях, как дома!" только 3 декабря. Очень хорошо, что Злата тоже проявила интерес к этому мероприятию. Уверена она подберёт себе тему для проекта и в следующий раз мы тоже за неё порадуемся и по болеем. Фестиваль проводится в рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Организаторы: МАН «Интеллект будущего»; Некоммерческое партнёрство «Обнинский полис». Расписания дня было очень плотным. После регистрации всех ребят пригласили в зал, где проходила Тест-рейтинговая интеллектуально-творческая Олимпиада – личный зачёт. Девчонки волновались, но с успехом справились с волнением. Итоги появятся в ближайшее время. После Олимпиады ключевое мероприятие - защита проектов «Созидание и творчество». Строгое жюри внимательно слушало выступающих, а аудитория задавала вопросы. Темы проектов были очень разными, как и возраст участников. С волнением мы слушали Леру. Выступать на
публике всегда сложно, причём если тебя ещё и оценивают. С замиранием сердца мы слушали итоги защиты. Диплом 1 степени, вот результат нашей с Лерой работы. Молодец! Концерт группы "Весёлый дилижанс" был очень к стати. Нас ведь ещё ждало впереди ещё одно мероприятие этого дня - это блиц-турнир «Радуга талантов». Познавательная проектная игра. Участникам в игровой форме была дана технология создания практико-ориентированных проектов. Нашей команде достался проект "Озеленение школьной площадки". Итогом соревнований стал творческий экспресс-проект. Разновозрастная команда из разных уголков нашей страны вместе разработали и успешно представили свою работу. 
Злата и Лера уставшие, но ОЧЕНЬ довольные вернулись домой. Я рада, что этот опыт даст возможность и другим ребятам включиться в исследовательскую и проектную деятельность.

пятница, 27 ноября 2015 г.

Семинар в рамках ГМО


26 ноября прошёл семинар-практикум в рамках работы ГМО учителей начальных классов "Ментальные карты: возможности и применение". Мы с Еленой Николаевной проводим этот семинар уже второй раз. Тема оказалась очень актуальной и интересной. Учились составлять ментальные карты или карты ума, как их ещё называют, в сервисе Spider.scribe.net.
Ведь ментальная карта помогает вернуть целостное видение ситуации. Помогает более взвешенно подойти ко многим вопросам:
  • Карты ума позволяют на одном листе собрать всю необходимую информацию, относящуюся к решению проблемы, и окинуть ее одним взглядом.
  • Карты ума не дают упустить из виду все минусы и плюсы того или иного решения.
  • Карты ума активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факторы, упущенные при традиционном анализе.
  • Плюс ко всему использование в ментальных картах образов и цветов активизирует интуицию, а это так же может оказать влияние на правильность принимаемых решений.
Ментальные карты (майндмэппинг, mindmapping) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Работа с коллегами натолкнула меня на мысль провести с учениками урок-проект русского языка "Орфограммы корня". 27 ноября дети с большим интересом принялись за работу. Вот, что у нас получилось:

воскресенье, 15 ноября 2015 г.

Учебное исследование


Начальная, а теперь и основная школа, работает в условиях ФГОС. Чтобы достичь образовательных результатов, которые сформулированы в примерной образовательной программе, необходимы педагогические технологии деятельностного типа. Только в этом случае можно достичь заявленных метапредметных результатов. Поэтому на конференции я с большим интересом подала заявку на мастер-класс О. Г. Петровой "Развитие познавательных УУД в учебных исследованиях" и вебинар "Организация учебного исследования".
Исследование на уроке возможно и необходимо. Главное - найти ответы на ряд вопросов. Какие задачи мы решаем через исследование на уроке? Как перевести ребенка со способности действовать по образцу к самостоятельной исследовательской деятельности? Как управлять процессом исследования детей? Какие основные элементы и этапы отдельных форм уроков исследовательского характера?
Какие задачи мы решаем через исследование на уроке?
  • Освоение методов исследования.
  • Применение знаний в решении исследовательских задач.
В общеупотребительном значении под исследованием понимается процесс выработки новых знаний. Исследование - один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность учащегося происходит в том случае, если ребёнок действует по самостоятельно выбранному варианту алгоритма, наиболее соответствующему заданию и условиям или самостоятельно планирует, свободно выполняет деятельность.
Как перевести ребенка со способности действовать по образцу к самостоятельной исследовательской деятельности?
Обучая методам исследования, постепенно переходя от действий по образцу к осознанной самостоятельной деятельности, мы способствуем формированию УУД, передавая учащемуся во владение и пользование различные способы действия.
Мы рассмотрели этап формирования учебных действий в цикле учебно-исследовательской деятельности. Определили, в какой последовательности и как можно развивать самостоятельность школьников.
Ведущая МК считает, что можно определить следующие подходы к определению критериев урочного занятия исследовательского характера:
  • Предложено учебное задание в интересной для детей форме (содержит некоторую исходную информацию об объекте, содержит модель желаемого результата).
  • Обеспечен уровневый подход к развитию исследовательских умений (на основе этапов формирования групп УУД).
  • Структура урочного занятия соответствует логике научного исследования: Поставлена проблема / вопрос, требующий исследования. Определён план действий. Обеспечена достаточная самостоятельность учащихся. Организована оценка промежуточных и итоговых результатов на основе эталона и / или критериев. Организовано формулирование выводов, соответствующих цели исследования.
  • Созданы условия для самоорганизации учащихся с необходимой поддержкой в соответствии с уровнем развития исследовательских умений: Наводящие вопросы. Шаблоны и / или инструкции (поддерживающие достаточный уровень самостоятельности детей).
Исследование на уроке - это учебная ситуация, в границах которой учащиеся при поддержке учителя:
  • выделяют проблему (для этого анализируют известные им из собственной практики или из текстов практических затруднений, осмысливают противоречия между теорией и увиденными, полученными фактами),
  • формулируют проблемный вопрос,
  • предлагают несколько версий решения,
  • проверяют свои версии,
  • делают выводы,
  • оформляют результат.

Я очень рада, что попала на этот мастер-класс. Темой исследования интересуюсь давно. Мои
ученики уже несколько лет выступают на научно-практических конференциях и стараюсь вносить в урок элементы исследования, скорее интуитивно. На МК я глубже изучила теоретические аспекты этой деятельности. Союз теории и практики всегда даёт ОТЛИЧНЫЙ результат и в определённый момент находишь тот вектор, по которому следует двигаться дальше. В начальной школе мы как раз закладываем фундамент к формированию исследовательского поведения, а это важно. МК очень насыщенный. Изучение этой темы получило продолжение и на вебинаре. На вопрос "Какая часть показалась наиболее полезной". Уверена, все материалы ПОЛЕЗНЫ, но для себя определила тему дальнейшего углубления - "Формы организации учебно-исследовательской деятельностью на урочных занятиях". Есть над чем подумать! Оксана Геннадьевна, СПАСИБО!
Зачётное задание ЗДЕСЬ

понедельник, 9 ноября 2015 г.

Инфографика - модное увлечение или эффективная педагогическая практика?

Моё эссе по теме:
"Инфографика" такое близкое и в то же время "новое" слово. Близкое, потому что в сети это слово очень даже популярно, а "новое" - модное название знакомой технологии. Когда-то здесь на Галактике я проходила МК у Л. Рождественской "Текст, текст, текст...", так вот инфографика представляет собой информацию+графику, которую надо научиться читать. Задача для учителя научить учеников считывать информацию. А это функциональное чтение. Чтобы эта педагогическая практика была эффективной, работать с инфографикой надо в системе. А это уже полностью ложится на наши плечи. Поэтому только от нас зависит будет ли это модным увлечением или станет эффективной педагогической практикой.
Тренинг был очень полезным. Мне интересна эта тема, так как я с интересом отношусь к графическому представлению информации. Спасибо за возможность познакомиться с новыми сервисами.
Интересное мнение:
Гончарова С. В.
Инфографика — это мощный канал передачи информации, позволяющий быстро получить нужные данные. Педагогу всегда трудно включаться в работу. Но как только начинаешь включаться в работ уже не остановить, появляются идеи как использовать.
Дьяченко Л. В.
Разные виды наглядности всегда применяли в образовательном процессе. Роль их в процессе обучения исключительна. Благодаря наглядности, учебный материал становится более доступным и лёгким для усвоения. По сути инфографика - это тот же информационный плакат, который традиционно использовался в образовании. Поэтому данный способ модным увлечением не могу назвать. Практика показывает, что визуализация запоминаемой информации вызывает эмоциональные ощущения, которые способствуют усилению памяти (соединяются зрительная, эмоциональная и слуховая). Это помогает решать проблемы усвоения учебного материала. А главное, использование инфографики не сводится к простому иллюстрированию, а становится органичной частью познавательной деятельности учащегося, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и критического мышления. Конечно же, это требует от педагога существенной переработки и изменения традиционных наглядных средств обучения, которые должны стать интерактивными. Мой вывод: инфографика - это эффективная педагогическая практика.
Манакова Т. В.
Чем является инфографика для учителя? Нет, это не модное веяние. Огромный поток информации, новые подходы к видению информации, обучение детей Z - это заставляет учителя искать новые формы подачи материала. Насколько она нова? Да, согласна. Советские плакаты несли в себе идею инфографики. Начиная с 60-х г. XX века педагогика искала пути визуализации информации: система Шаталова -опорные конспекты. Пришло время ИКТ - и появились сервисы, помогающие создавать визуальный образ. Но и появилась проблема: а владеют ли учителя навыками визуализации информации, учащиеся -визуальным Мышлением. Думаю, учиться придется вместе. 

Задание 2 (итоговое)

Задание для учащихся (Пояснительная записка)
Изучить критерии отбора объектов Всемирного наследия и найти в своём городе, посёлке объект, который, можно отнести к достопримечательности, достойной попасть в историю своего края.
Комментарий для учителя:
Поработав с инфографикой, учащиеся познакомятся с критериями отбора объектов. На основании этих критериев отправятся на поиски достопримечательностей своей малой родины. Итогом работы будет фотография с подходящим критерием и пояснением к нему.